Коротченко

i_korotchenko


Военно-политический дневник Игоря Коротченко

Si vis pacem, para bellum. Хочешь мира - готовься к войне


Previous Entry Share Next Entry
Диверсия или халатность? "Протон" погубили датчики угловых скоростей, перевернутые на 180 градусов
Коротченко
i_korotchenko


фото mediaport.ua


Как пишет "Российская газета" , Роскосмос назвал причину аварии ракеты "Протон-М" с тремя спутниками Глонасс. Как сообщил заместитель руководителя Роскосмоса, председатель аварийной комиссии Александр Лопатин, на ГКНПЦ имени Хруничева была допущена неправильная установка датчиков угловых скоростей, которые помогают контролировать положение ракеты в пространстве. В частности, в ходе расследования выяснилось, что три из шести датчиков оказались перевернуты на 180 градусов: грубо говоря, поставлены "вверх ногами".

Замглавы Роскосмоса отметил, что монтаж этих приборов на ракету "крайне сложен и неудобен".

"Этот аварийный полет длился 32 секунды, - сказал Лопатин. - Авария произошла из-за потери стабилизации по каналу рыскания из-за нештатной работы датчиков угловых скоростей". По его словам, на 13-й секунде полета система управления ракеты-носителя сформировала команду превышения предельных значений углов, и была дана команда "авария". Тогда конструкция ракеты-носителя стала разрушаться в воздухе.

Специалисты подчеркивают, что все шесть датчиков до установки на борт ракеты-носителя прошли испытания без замечаний. А вот когда началась сборка…

"Причиной аварийного пуска ракеты космического назначения является нарушение технологии установки трех датчиков угловых скоростей по каналу рыскания на ракете-носителе "Протон-М" в ГКНПЦ имени Хруничева", - говорится в отчете о работе межведомственной комиссии по расследованию причин аварии ракеты, размещенном на сайте Роскосмоса. Отмечается, что применяемые способы контроля не позволяют выявить неправильную установку датчиков на ракете-носителе во время наземной подготовки и испытаний. "Дефект проявился в полете и имеет производственный характер", - подчеркивается в документе.

В размещенном на сайте Роскосмоса отчете отмечается, что на стыковочных поверхностях трех из шести приборов имеются характерные следы силового воздействия, аналогичные следам, появившимся после проведения эксперимента по нештатной установке приборов. "Расположение оттисков силового воздействия по относительному положению и величине смещения практически полностью совпало с расположением на макете прибора, который использовался при эксперименте", - говорится в сообщении космического ведомства.

Теперь, чтобы в дальнейшем исключить ЧП, подобные аварии "Протона-М", на предприятиях ракетно-космической отрасли будет введена системе кинофотодокументации для отслеживания процессов сборки изделий.

Напомним, ракета "Протон-М" с тремя российскими навигационными космическими аппаратами "Глонасс-М" упала 2 июля на космодроме Байконур на первой минуте старта. В числе возможных причин назывались неправильная установка датчиков угловых скоростей, их неверное подключение, когда технический сотрудник якобы перепутал "плюс" и "минус" у проводов, сбой в работе двигательной установки первой ступени, прогар трубопровода подачи окислителя, проблемы с системой управления "Протоном", отказ оборудования стартового комплекса на Байконуре. Кстати, ранее глава Роскосмоса Владимир Поповкин сообщил, что ракета стартовала на 0,4 секунды раньше запланированного времени. "Фальстарт" не привел к аварии, но специалисты разбираются и с этим. Межведомственная рабочая группа работает на "Байконуре".

Материалы предварительного заключения межправительственной комиссии по причинам аварии ракеты "Протон-М" переданы в прокуратуру.

Материалы по теме:
Новая российская ракета-носитель "Ангара" отправлена на космодром "Плесецк"


  • 1
если диверсия, то при проверке повторений не обнаружится, а если халатность, то как минимум ещё несколько ракет будут в таком же состоянии. Точнее это тоже диверсия, только уже по производственным мотивам. Вычислить смену по сборке хоть есть возможность?

Все зависит от того, как на "Хруничеве" организован контроль за операциями на сборке

Да. ahax Expand
Мне кажется, это, простите, пиздец, а не халатность или диверсия.
Я когда паяю, а я всего-лишь любитель, полярности и распиновку проверяю по несколько раз перед подачей питания.

П...ц в том, что неудачи в основном преследуют именно программу ГЛОНАСС и всё с ней связанное

Edited at 2013-07-18 05:04 pm (UTC)

Не похоже на обычную диверсию. Судя по репортажу, надо во-первых с силой разъем загнать, а во-вторых завернуть с надрывом винты. Это "по ходу" не сделаешь - шумно и много времени займет.
А "организованную" диверсию допустить можно.

А Вы видели, как соединяют разъемы папа-папа? Думаете это невозможно? Оказывается очень даже. Особенно если поднажать.

Обычная халатность. Уж чего-чего, а сборка ныне просто никакая. Хоть я и не в космической отрасли работаю, а в авиационной, но скажу, что ждать хоть какого-либо качества от работника, получающего 15-20 тысяч в месяц не приходится. Удивительно еще, что самолеты не падают.

Сколько реально по уму надо платить рабочим на сборке?

И то, и другое - халатность! Точнее, очень напоминает системный недостаток в области контроля...

Ну, что я говорил? ;)

Сборка датчиков ориентации в перевёрнутом виде не может произойти случайно или ненароком. Надо думать как это сделать и сделать нарочно. Это сродне монтажу цилиндра в движке наоборот. Напильником и кувалдой конечно можно.
Но вопрос зачем отпадает.
Вопрос "за что" остается.

Re: Ну, что я говорил? ;)

Т.е. специально организованная диверсия? Тогда вопрос - кем именно?

Edited at 2013-07-18 05:52 pm (UTC)

А где же программы тестирования в процессе производства и непосредственно при подготовке к запуску? Трудно поверить, что таковые не предусмотрены.

imho отписка для дураков.

+1000
в той комиссии по расследованию кукловоды еще те.

Сначала говорили еще больший бред - плюс с минусом перепутали, потом осознали, что звучит глупо ...

и эти бараны космосом занимаются

-->> Теперь, чтобы в дальнейшем исключить ЧП, подобные аварии "Протона-М", на предприятиях ракетно-космической отрасли будет введена системе кинофотодокументации для отслеживания процессов сборки изделий.
Формулировка порадовала. Хорошо ещё, что не вручную художники будут зарисовывать этапы сборки :)
Видеонаблюдение? Не, не слышали.

т.е. после аварии можно будет полюбоваться на неправильно собранный узел, повесить на стенку в кабинете руководителя.

Диверсия однозначно!

При Сталине виновного на расстрел без разговоров.

французы при первом старте новой ариан-5 "залили" в неё программу от старой. в результате- эпик фейл. и зарплаты вроде неплохие, и диверсий не обнаружено, однако ж...
увы, закон больших чисел- пусть на ракете каждую операцию и каждую деталь проверят многократно и вероятность ошибки настолько низка, что стремится к нулю. однако суммарно количество таких операций и деталей огромно. соответственно, ошибка неминуемо возникает. отсюда- многократное дублирование. но и это не всегда помогает.

А какие полные ФИО у гражданина "Халатность"?

Всех подозреваемых пропустить через детектор лжи для исключения или подтверждения версии о диверсии.

Какая-такая диверсия-халатность? Это просто народные традиции,десятилетиями воплощаемые на ВАЗе, ГАЗе и пр.

Когда человек пишет о чем-то в стиле "только в России могут", он сразу изобличает в себе недалекого идиота.

Нужны антидиверсионные системы контроля!!!

1. Нужно вводить антидиверсионные системы контроля качества и сборки.
Должна производиться полная видеосъемка процесса сборки ракет, фотографирование и лазерное сканирование всех!!!! узлов со стандартизированных ракурсов.
После этого все должно сравниваться электронным путем с шаблоном, после чего выдаваться заключение-допуск на следующую операцию.
Если это будет - ни один дефект не пройдет, если система контроля будет защищена.
Надо вводить современные антидиверсионные системы контроля. Вместе с молодыми энергичными и продвинутыми руководителями.
2. Система управления вероятно тестировалась в сборе. И была исправна. Поэтому она увела ракету в нужном направлении от стартового стола, а не наоборот на группу журналистов и наблюдателей, как должно было бы стать, если бы были неисправны датчики угловых скоростей. Поэтому версия с датчиками кажется подозрительной. Ее нужно сто раз перепроверить по принципу не верь глазам своим.

Что показали по телевизору Вести-24

Когда покзали старт,бурый дым окислителя сразу же насторожил;и небеспочвенно.Значит не поступило горючее,иначе бы всё горело.Остальное было понятно.Ждал дальнейшей инфо.И вот показали датчики недавно,и рядом стоящие блоки.Был просто восхищён транзисторами типа П217 или аналогичных(213-216),думаю ,что выпуска 1965-1967 г,под эти двигатели.Если эти блоки тех времён,то о том,какие диффузии и прочие процессы произошли в переходах,можно смело исследовать и писать сразу докторскую.О том,что в них германий,про который уже только ветераны радио помнят,какие дикие разбросы параметров и т.д.Если это блоки тех времён,то в них танталовые конденсаторы типа ЭТО-1,2,тоже детали специфические.Если реле-контакты должны быть только платино-иридиевые или золотые.Серебро-чернеет,и Вася с Люсей-диафрагма горючего не пробъётся,и будет "кисляк" одиноко дымить бурым цветом из сопла.Насчёт разъёмов перепутывания,или накрутки "папа-папа",думаю,исключено.Такие случаи были в 67 году в Бершети и в Сибири на 84 ракете-тогда на регламентах запустили вторые ступени со всеми последствиями.И в заключение:если же сейчас эти блоки на таких "дровах" собирают,то ....слов нет.И просто пора запускать заводы элементной базы,своей,русской.

Отказ , сбой и нарушения из-за диверсии это разные ситуации. Надежность можно обеспечить только сочетанием антидиверсионных методов и средств , средств производственного контроля, наземных средств технического обслуживания и бортовых средств контроля. По факту аварий можно предполагать, что либо разумная достаточность этих средств не обеспечивается, либо некоторые из них отсутствуют вовсе.

Было ли так что кто-нить должен был присутствовать в стартовом бункере а его, вдруг, не было по уважительной причине?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account