?

Log in

No account? Create an account
Коротченко

i_korotchenko


Военно-политический дневник Игоря Коротченко

Si vis pacem, para bellum. Хочешь мира - готовься к войне


Previous Entry Share Next Entry
Неизбежность наказания: напал на сотрудника полиции - получи срок!
Коротченко
i_korotchenko


Продолжительная серия беспорядков с большим количеством жертв среди полиции во Франции привела к принятию сенатом нового «антихулиганского» закона. В частности, он позволит эффективнее предотвратить новые угрозы безопасности сотрудникам органов правопорядка. Набирает популярность мнение, что принятие аналогичной нормы назрело и в России. Следует ли законодателям задуматься об обеспечении безопасности российских правоохранителей?

Одними из самых знаковых событий последних месяцев стали массовые протесты в Париже и других французских городах. Они начались в ноябре из-за планов по повышению налогов на топливо, а затем переросли в более масштабное выражение недовольства действиями правительства, которое каждую субботу собирало десятки тысяч демонстрантов по всей стране.

Франция славится своим уважением к правам граждан на публичный протест. Эта «родина революции» до сих пор остается мировым флагманом лояльности к митингующим. Но демарш «желтых жилетов» может кардинально изменить практику массовых протестов не только во Франции, но и во всем цивилизованном мире. Одна из главных причин этого — агрессия в отношении служителей правопорядка. Только по официальным данным, уже около 1000 полицейских получили ранения с начала протестов.

Такой уровень угрозы для правоохранителей и защищаемого ими общества заставил сенат Франции одобрить законопроект о протестах, который также называют «антихулиганским». Он вводит широкие ограничения для участников массовых манифестаций, в частности, репрессивные меры в отношении провинившихся граждан смогут вводить не только суды, но и местные органы власти. Наказание в виде штрафа может быть наложено на манифестантов, которые, с точки зрения властей, представляют угрозу общественному порядку.

Важно отметить, что это не распространяет на протестующих административную ответственность, а именно ужесточает ее. Во Франции уже действуют специальные нормативные акты, определяющие скопления народа, не являющиеся демонстрациями. Так, Отдел II УК Франции позволяет полиции применять силу в отношении «сборища… после двух требований разойтись». Умышленное продолжение участия в сборище грозит тюремным заключением сроком на один год или эквивалентным денежным штрафом. А для вооруженных людей само участие в сборище наказывается тремя годами тюремного заключения, умышленное же продолжение такого участия увеличивает срок до пяти лет.

Особенно актуальна в контексте защиты правоохранителей статья 431-3 УК Франции, которая оговаривает два случая, когда полиция может применить силу без предварительного предупреждения: в случае, если насильственные действия направлены против представителей органов правопорядка; а также, когда органы охраны правопорядка не в состоянии иначе защитить территорию, которую они занимают. Как видим, даже такие однозначные и строгие законы, а также изменение государственной, как и гражданской роли полиции нуждаются в ужесточении в нынешних сложных геополитических условиях. Это при том, что для защиты полицейских во Франции действует около тридцати профессиональных союзов.

Новейшие тенденции

Надо отметить, что ужесточение требований к митингующим и забота о безопасности полицейских — это не специфическая особенность Франции, вызванная митингами «желтых жилетов». Аналогичные законодательные процессы идут и в других странах, где до этого протестующим предоставлялась довольно широкая свобода.

Например, два года назад правительство Германии приняло законопроект об ужесточении наказания за применение насилия в отношении сотрудников правоохранительных органов. В случае нападения на полицейского во время исполнения им должностных обязанностей наказание подразумевает лишение свободы сроком до пяти лет. Это при том, что в Германии полиции предоставлены широкие права при разгоне демонстраций. Она имеет право применять силу и меры физического воздействия — резиновые дубинки, слезоточивый газ, водометы, а при необходимости, по усмотрению самих полицейских, и огнестрельное оружие.

В прошлом же году аналогичный законопроект рассматривался в Австрии. Министр внутренних дел этой страны Херберт Кикль отмечал, что «в последнее время участились случаи нападений на полицейских во время несения службы, и чтобы предотвратить в будущем любое желание злоумышленника оказать сопротивление или же нанести увечья стражам правопорядка, необходимо ужесточить меры наказания за подобные преступления».

По данным МВД Австрии, только в 2017 году 1099 сотрудников правоохранительных органов этой небольшой страны получили ранения. Это число продолжает неуклонно расти. В общей сложности за 10 лет от физической силы пострадали 9643 полицейских, при этом семеро скончались от полученных ранений. Глава МВД Австрии также предложил ввести денежные штрафы и довести их до нескольких сотен евро за агрессивное поведение в отношении сотрудников правоохранительных органов, к примеру, приставание или плевки.

Впрочем, повального изменения законов о полицейских ждать не приходится хотя бы по той причине, что в большинстве развитых стран мира применение насилия в их отношении карается максимально жестко.

Например, в США нельзя ругаться, а тем более оскорблять полицейского при исполнении — за неуважение к представителю сил правопорядка можно угодить в тюрьму. В 2003 году мужчина, которому грозил год тюремного заключения за семейное насилие, был приговорен к пожизненному сроку лишения свободы за то, что плюнул в полицейского. Кроме того, американский сотрудник полиции имеет все возможности для обеспечения собственной безопасности. Согласно действующим правилам, он может применять табельное оружие в любой ситуации, которую считает опасной для своей жизни и здоровья.

Надо заметить, что на Западе граждане в целом разделяют необходимость расширения прав правоохранителей. Согласно социологическому опросу, проведенному в Вене, Лондоне, Мадриде, Париже, Риме, а также в США, Канаде и Японии (Law and Order), граждане убеждены, что расширение компетенции полиции необходимо, даже если это противоречит принципам демократии. Более 60% респондентов полагают, что полиция имеет право действовать сурово, если ее сотрудники считают это необходимым и если это обеспечит безопасность граждан и полицейских.

Права полиции на митингах

Особое значение в обсуждении темы безопасности полиции имеет широта границ их действий, предоставляемых законом, во время массовых сборищ. Любопытно, что вопреки устоявшимся в России мифам, в Европе, США и других развитых странах возможности свободного участия граждан акциях протеста весьма ограничены. Наряду с общим законодательством, регулирующим организацию и проведение митингов и демонстраций, существует также специальное законодательство, направленное на пресечение массовых беспорядков. Оно включает соответствующие полномочия полиции и даже армии.

К примеру, полиции США предоставлено право производить аресты при массовых скоплениях людей или предъявлять определенные требования к собравшимся, в том числе «разойтись». Это допустимо, если собравшиеся нарушают распоряжения местных властей, проводят демонстрации без соответствующего разрешения. И что особенно важно в контексте нашей темы — если среди собравшихся раздаются прямые призывы к насильственным противоправным действиям.

Уголовный кодекс Швеции, действующий с 1965 года, в главе 16 определяет преступление против публичного порядка. В статье 1 говорится: «Если толпа людей нарушает общественный порядок, показывая намерение использовать групповое насилие против публичной власти или иным путем принудить к чему-либо или воспрепятствовать применяемым мерам, не расходится, когда власти приказывают это сделать, то подстрекатели и руководители должны быть приговорены к тюремному заключению на срок не более 4 лет, а другие участники действий, предпринятых толпой, - к уплате штрафа или к тюремному заключению на срок не более 2 лет за заговор».

Закон о собраниях Германии предусматривает уголовное наказание за вызов или провоцирование массовых беспорядков и даже за намерение осуществить такое деяние. В ФРГ наказанию подлежит, в частности, лицо, которое не покидает незамедлительно по требованию полиции место мероприятия несмотря на его отмену, а также руководитель массового мероприятия, отказывающийся допустить на него полицию или не предоставляющий полиции достаточно места. Лицо, виновное в перечисленных нарушениях, карается лишением свободы на срок до трех лет или штрафом.

источник: РАПСИ , фото: readovka.ru


Posts from This Journal by “Франция” Tag



  • 1

Шановный г-н Коротченко

Скажите честно-вам никогда не заезжали по рёбрам ДТК автмата АКСУ?
Так я могу заверить-это больно.Но в тот момент когда вы руками ухватитесь за ствол,а вы это сделаете непеременно,онная статья УК будет к вам применена на полном законном основании

  • 1